Почти невозможно представить Новый год без ёлки, украшенной шарами и гирляндами, с сияющей звездой на верхушке. Откуда произошёл обычай установки и декорирования лесной красавицы, ставший традицией, и что всё это означает?
Во все времена люди по-особенному относились к деревьям. Лес для наших предков заменял храм, в котором происходило общение с духами, дающими силу и знание. Ни один праздник не проходил без участия деревьев, вокруг которых водили хороводы, ветки украшали лентами, из стволов делали фигуры идолов.
Ритуалы, совершаемые с участием деревьев, были таинством посвящения, жизни и вечного перерождения форм. На каждый праздник выбирали дерево, в наибольшей мере для него подходящее. Летом критериями отбора были внешний вид и энергия того или иного дерева. Зимой выбор значительно сужался. Оно должно было быть зеленым (сохраняющим жизнь независимо от природного цикла), иметь правильную форму (в идеале треугольную) и обладать способностью устанавливать связь с другими мирами.
Под все эти параметры идеально подходила ёлка. Традиция вовлечения её в празднование Нового года уходит корнями в язычество. Тогда ель считалась магическим деревом – любимицей Бога-Солнца и поэтому всегда оставалась зелёной, символизируя вечную жизнь и божественную силу. В германо — скандинавской мифологии ей соответствовал Иггдрасиль – мировое дерево, представляющее Вселенную и одновременно макрокосм. Иггдрасиль также называют тисом, ясенем или священным дубом Одина – великого языческого идола, дарителя рунического знания.
Каждое дерево обладает уникальными свойствами, а его внешний вид повторяет схему мироздания. Ствол соответствует оси мира, корни – это не только основа, но также хранилище древнего знания, накопленного по ходу всей эволюции, ветки выражают энергию, присущую конкретному виду, макушка является прямым каналом в небо и в высшие миры.
Иггдрасиль — древо бытия Духа, по стволу которого движется энергия от неба к земле и от земли к небу. На самой верхушке восседает Орёл, а у корней живёт множество змей, среди которых – змей-Дракон, подгрызающий корни и символизирующий тем самым вечную борьбу жизни и смерти. По стволу бегает белка и переносит новости от Дракона к Орлу и обратно.
Структура дерева представляет собой девять частей-миров, соединённых между собой. На верхних трёх мирах живут боги. Средние заселяют люди и великаны (наверху – люди, под ними огненные великаны). Мир людей – Миргард («срединная земля») соединён с небом радужным мостом и окружён мировым океаном, в котором живёт змей Ёрмунганд, окольцевавший землю и держащий в зубах собственный хвост. Ёрмунганд – и защита, и опасность. Он способен не только вызвать наводнение и смерть, но и возродить жизнь из волн мирового океана и создать новый мир, в котором будут жить счастливые люди.
В нижних трёх мирах господствуют тьма и холод, но именно там рождается первое живое существо, давшее начало всем остальным особям. Эти миры включают в себя царство мрака и тумана, подземную страну, где живут карлики, гномы и другие мифические создания и где в самой глубине простирается царство мёртвых, которым правит богиня смерти и мудрости Хель.
Образ мирового древа встречается и у славян, и в буддизме, и во многих других культурах. Проводя параллель, мы видим совершенно аналогичную картину. В славянской традиции верхние миры называют Правью (верхний мир), средние – Явью (явленный мир), нижние – Навью («навьи» — мёртвые, «навной» — домовой»). Они также связаны между собой и населены соответствующими им персонажами.
Обратившись к буддизму, мы увидим в Драконе змею Кундалини, спящую в основании ствола до тех пор, пока её не разбудят. Девять миров – это те же девять чакр. Восемь чакр распределяются вдоль позвоночника, а самая нижняя уходит в ноги. На уровне Муладхара-чакры мы встречаем карликов, гномов, разных мистических персонажей, относящихся к сфере бессознательного. Чакра Свадхистхана – это источник рождения всех живых существ на земле. Далее следует Манипура — царство огня. Ещё выше живут великаны, внешне напоминающие людей. Чакра Вишуддхи соотносится с миром счастливых людей и является переходом к высшим духовным мирам. Три последние ступени описывают состояния божественные. Там – Правь, мир асов, васов и альвов и коронное свечение Сахасрара-чакры.
Как бы ни называлось Мировое дерево у разных народов, у славян для него всегда было одно название — ель. Испокон веков ель считалась магической, наделялась сакральными значениями, ассоциировалась с потусторонним миром мёртвых и была связана с культом предков.
Из-за того что это дерево символизировало переход из одного мира в другой, его никогда не срубали, а еловые ветки разбрасывали на дороге, по которой несли покойника, чтобы облегчить ему беспрепятственный переход в иной мир, после чего ветки сжигали.
Там, где смерть, там и жизнь, сменяющиеся циклы природы и непрерывный процесс перерождения, поэтому ритуальное празднование Нового года – это своего рода инициация (смена одного состояния на другое) и подготовка к новому плодотворному этапу. За зимой следует весна, а вместе с ней – возрождение природы и время посева.
Чтобы наступающий год был особенно удачным, ёлку надо было всячески украсить и совершить возле неё магические обряды, посвящённые языческим богам. И только после принятия христианства она неожиданно стала рождественским (вместо новогоднего) атрибутом, появившимся сначала в Германии, а затем распространившимся по всей Европе.
Место ленточек на ветках заняли яблоки, как символ запретного плода, позднее сменившиеся на шары, у основания ели укладывались подарки (обычай обмениваться дарами, перешедший из язычества), а на верхушке вместо двуглавого орла появилась пятиконечная звезда, которую также называли пентаклем, или пентаграммой.
С древних времён пентаграмма для обычных людей была оберегом от всякого зла, а для посвящённых являлась могущественным знаком власти. Верхний угол символизировал правителя, а четыре остальные – стороны света, на которые распространялась власть.
По другим представлениям, пять углов соответствовали пяти стихиям: Огню, Воде, Воздуху, Земле и Эфиру – знаку оккультной духовной работы на материальном плане. Также мы можем увидеть в ней пять треугольников, или пять «А». «А» — изначальная буква творения. Пифагорейцы утверждали, что пентаграмма представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение. Она подобна человеку с вытянутыми в сторону руками и расставленными ногами и символизирует Вселенную в целом.
Вот такую интересную историю имеет ёлка, украшающая дома в новогодний (а у кого-то в рождественский) праздник, обладающая уникальной энергией и хранящая в себе древнее знание.