Где находится источник, из которого всё рождается, и как отыскать путь к ещё непроявленному? Дорогу к первоисточнику указывал Мефистофель в знаменитой трагедии «Фауст», но он не дал названия таинственному символу, который открывает врата в неизведанное, а лишь показал направление.
Крутые здесь ступени,
Здесь ты коснёшься чуждых нам владений.
Владения эти находятся в Бинду-чакре, где пребывает женская сила, а врата в мир, неведомый людям, – это УР — потенциал непроявленного. Там, в глубине, располагается тайное пристанище богинь, «живущих вечно средь уединенья, вне времени и места». Путь к ним «не испытан, да и неиспытуем; не открыт он и не откроется». Но тем не менее приотворить врата можно рунической силой УР. За ними простирается глубина, объятая пустотой. Там живут «Матери», что видят лишь схемы; человек же для них незрим.
Чакру Бинду считают вместилищем великой женственности и называют также про-чакрой, поскольку из неё проистекает энергия, формирующая и питающая остальные 7 чакр. Эта энергия рождается благодаря силе УР, делающей возможным любое проявление из тьмы Неявленного.
С руной УР соотносят первозданную корову – Аудумлу. Из её вымени текут четыре реки молока – изначальные питающие силы, которыми кормится Имир – первобытное существо, произошедшее изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь.
Аудумла создала трёх первых богов – Водена (вдохновение и пророческое знание), Вили (воля, ведущая к действию) и Ве (духовная сила, пребывающая в священных объектах), в сущности выражающих три ипостаси первичного состояния. Они убивают Имира и сотворяют из него мир.
Здесь невольно прослеживается связь с божественной триадой индуистского пантеона. Брахма – Создатель, Вишну – Хранитель и Шива – Разрушитель являются тремя главными верховными принципами, существующими в одном божестве.
Шиву часто сравнивают с УР – хаотичной силой и источником, из которого проистекает и куда возвращается творческая сила. Он олицетворяет собой как разрушающее, так и созидающее начало и символизирует перерождение.
В китайской философии в качестве великого начала рассматривается энергия ци (чи). Ци – это первовещество, дифференциация которого происходит в форме инь и ян. В результате разделения образуется сила, делающая возможным любое проявление.
Сравните это с УР, которая есть пространство между двумя противоположностями, между космическим Огнём и космическим Льдом, «в котором возникает магнетическая сила притяжения и высвобождается огромная энергия слияния».
В состоянии УР ещё ничего не исполнено. Но уже там, в ведовском котле, закипает раскалённая огненная лава, готовая вырваться наружу, чтобы взорвать и растопить глыбы вечного льда и холода. И те, разлетаясь на маленькие осколки, летят в неизведанное, превращаясь в воду, чтобы стать основой для построения материального мира и отражать в нём, подобно зеркалу, мир небесных причинностей.
Но если УР – это котёл, а в недрах Бинду-чакры пребывает великая женская творящая сила, то какой состав замешивается в этом котле? И что это за тайное деяние – caerimonia, в результате которого была создана очередная причина, следствием которой явился сам человек.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к картам таро и нулевому аркану ДУРАК, который в точности соответствует руническому состоянию УР. В его образе предстаётсозидающая сила, творческая энергия с огромной мощью и неограниченным потенциалом. Он и есть Дух, в коем «соединяются Огонь и Вода. Он пребывает в утробе как нерождённый Бог».
Судьба дурака не определена, но он знает путь от источника и обратно. Он «дух в поиске опыта. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] — посреди утреннего великолепия и светлого воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришёл, куда идёт и как он вернётся другой тропой много дней спустя» (таро Уэйта).
Что касается нашего русского Дурака, то его история ещё интереснее. Её мы начнём с разбора самого слова: Д – УР – А или ДУ – РА. Русская буква Д происходит от греческой – Дельта Δ – откуда начался мир, а та, в свою очередь, от финикийской — делт, что означает «дверь». В каббале Далет – это тоже дверь, а иероглиф соответствует груди кормящей. «Д» стоит в начале латинского слова Deus – Бог, греческого – Демиург, санскритского – Дева (бог).
В русском алфавите «Д или D» означает «добро», но также это буква действия. За ней следует УР – первопричина. «А» — это первый звук (руническое соответствие АС) и начало процесса созидания. Когда «А» употребляется в качестве окончания, то это указывает на принадлежность к женскому роду. И действительно, первоисточником создания является Женщина. На руническом D U ᚱ ᚫ (где УР перевёрнута), а на русском D У Р А, что почти не отличается от рунического и несёт ту же смысловую нагрузку: действие от источника вовне.
Те исследователи слов, которые не обладали руническими знаниями, трактовали слово ДУ-РА как «ду» – душа или дух, а в некоторых случаях дуальность/двойственность/противоположные начала и «ра» – имя Бога-Солнца или просто «солнечный свет». Поскольку у язычников, впрочем, как и у буддистов, не было единого бога, под ним подразумевался Дух-Солнце, другими словами, ДУ-РА. Добавим к нему «к» и получим нулевое окончание – символ мужского рода – и мужчину, образованного из женщины.
Так, в Дураке мы видим Духа, стремящегося к познанию себя через проявление на земном плане. Он лёгок, беззаботен, вдохновлён, чист душой, он ищет приключений и готов вмиг преобразиться, как только повеет ветром перемен. Он проходит через всю жизнь, смеясь и дурачась, чтобы по окончании определённого цикла опять оказаться в котле УР и переродиться вновь, явившись перед всеми не Дураком, а Царевичем, как это сделал Иван-Дурак в сказке Ершова «Конёк-Горбунок». Только там для этого потребовалось:
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй — водой вареной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом.
Перевоплощение налицо! «И такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать!» За преображением последует соединение с противоположностью, а сама идея дуракаваляния обернётся достижением наивысшей точки земного существования, за которой простирается бесконечность.
Но и в этой бесконечности мы отчётливо ощущаем присутствие УР в виде УРобороса, как отображение циклической природы жизни, созидания и разрушения, нескончаемого круговорота времени. Уроборос не просто удерживает пространство со звёздами и планетами, но и, подобно настоящей змее, производит волшебный эликсир – тот самый философский камень, который необходим для трансмутации алхимических металлов в золото, и одновременно является лекарством, преобразующим больное состояние организма в здоровое.
Микрокопией Вселенной является человек, чьё тело – священный сосуд, где постоянно рождаются новые причинности, и куда мы заглядываем как в колодец древней мудрости. Потому сказано: «ЗАГЛЯНИ В СВОЁ ЛОНО, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ ВСЁ».