ПОД МАСКОЙ ТРИКСТЕРА

Маги и демоны

Скандинавская мифология породила множество интереснейших образов-архетипов, которые и по сей день влияют на мышление и поведение всех людей. Скажу больше, каждое руническое состояние – это тоже отдельный прообраз, нет, как минимум два – в положительном и отрицательном аспектах.

Подробно архетипы и их рунические соответствия рассматриваются в моём учебном курсе, в разделе «Мастерская Снов»

Если быть последовательным, то сначала следовало бы обратиться к архетипу Первоисточника – женского начала. Затем описать какого-нибудь положительного героя, а уже потом рассмотреть его противоположность или теневую сторону.

По поводу положительного героя могут возникнуть споры. Например, Один он хороший или плохой? Ответить сложно, учитывая тот факт, что у язычников вообще не было разделения на добро и зло. Весь мир рассматривался ими в качестве дополняющих друг друга противоположностей.

Зато отрицательный герой налицо. Сразу оговорюсь, я его таковым не считаю. Он примерил на себя маску трикстера и с тех пор шалит, когда ему вздумается, прикрываясь божественной ролью.

Догадались, о ком говорю? Правильно, о Локи – боге хитрости и обмана, обладающем необыкновенным умом и магическими способностями. Но прежде чем говорить о Локи, выясним, что подразумевается под понятием «трикстер».

ПОД МАСКОЙ ТРИКСТЕРА

Трикстер (от англ. trickster) – обманщик, плут, балансирующий на грани добра и зла. Его излюбленное занятие – шутки, а главное оружие – хитрость. Архетип трикстера выражает фундаментальную силу отрицания и разрушения, в противоположность созиданию.

Если созидание – это АС ᚫ, и соответственно, Один, то Локи является его негативным аспектом. Созидание и разрушение – два неразрывных элемента, которые располагают огромным запасом энергии и представляют сущность развития.

Трикстер полон энтузиазма, он хитроумен, изобретателен, любит нарушать существующий порядок. Он – великий игрок, который показывает людям то, чего они не хотят замечать.

А теперь обратимся к богу Локи. Его имя наиболее приближено к старинному шведскому – lockke – паук. Паук ассоциируется не только с трикстером, но также с богиней – Матерью-Паучихой, стоящей у истока Творения. Это говорит о том, что источник силы хитреца находится в женском начале.

Подобно тому как паук вытягивает нить из своего тела, богиня-Паучиха создаёт мир из самой себя. И также паук явился прообразом норн, прядущих нить жизни человека.

ПОД МАСКОЙ ТРИКСТЕРА

Однако роль Локи сводится не к созданию мира, а к его разрушению. Он не только проказничает сам, но также порождает хтонических чудовищ: огромного волка Фенрира, змея Ёрмунганда, опоясавшего всю землю, и Хель – повелительницу страны мёртвых, которые должны уничтожить мир.

Этот бог обладает причудливым характером, самоуверен, аморален, безответственен. Он является постоянным спутником Одина и Тора, но также общается с ледяными великанами и подземными карликами, свободно перемещается по всем космическим мирам и не гнушается выполнять ненавистную работу, от которой другие боги отказываются. Он считает, что для того чтобы мир не стоял на месте, необходимо всё: хорошее и плохое, высокое и низменное.

Главным его достоянием является то, что он позволяет реализоваться всем желаниям, не разделяя их на «добро и зло», и способен зажечь в людях «божественный огонь».

И здесь мы невольно думаем о Мефистофеле, который также относится к архетипу трикстера. Он ведёт Фауста тайными тропами через все чакральные уровни, играя, хитря, но в то же время проявляя необычайную мудрость.

В заключительной лекции АКАДЕМИИ РУНОСОФИИ я подробно разбираю все сцены «Фауста» и показываю, каким путём Мефистофель вёл Доктора от истоков творения к вершине проявления разума.

Мефистофель появляется из сферы Бессознательного. Но вместо него может показаться любой другой образ: чёрта, собаки, ворона, сказочного кролика, паука, рыбы, хитрого лиса. А затем он приглашает совершить путешествие в неизведанное.

ПОД МАСКОЙ ТРИКСТЕРА

Начинающие рунологи часто попадаются на его удочку. Когда они настраиваются на руну АС ᚫ, то видят вместо мудрого старца лукавого лиса. Этому проказнику удалось обхитрить даже Гёте, который в Мефистофеле узрел Одина, а не Локи, хотя и выглядел он не по-классически.

Прогресс, что двигает весь мир,

Теперь и чёрта захватил:

Нордический фантом уже нигде не встретишь,

Рога, хвост, когти не приметишь…

Все трикстеры при желании могут быть обаятельными, они мудры, сообразительны, сексуальны и с ходу влюбляют в себя любого. Посмотрите на других шутников: Остапа Бендера (Ильфа и Петрова), Коровьева (из «Мастера и Маргариты»), Балду (Пушкина), а также Меркурия – взбалмошного посланника богов и проводника душ умерших в подземное царство.

Трикстер – не враг людей и богов, а тот, кто разжигает в них «духовный огонь» и помогает обрести мудрость. Он высвобождает энергию и предоставляет возможность измениться, побуждает создавать новый порядок и новые ценности, и тем самым делает мир лучше.

Он не боится мечтать, не боится воплощать в жизнь самые сумасбродные идеи, побуждает делать открытия. Без него жизнь превратилась бы в стоячее болото.

Так, может, не стоит относиться слишком скептично к его шуткам, тем более что это он создаёт из комического коСмическое, добавив всего одну букву – С, которая есть ᛋ – СОЛ – неиссякаемая энергия Солнца, превращающая людей из невзрачных карликов в сияющих звёзд.

«Алфиведа»
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта