Скандинавская мифология породила множество интереснейших образов-архетипов, которые и по сей день влияют на мышление и поведение всех людей. Скажу больше, каждое руническое состояние – это тоже отдельный прообраз, нет, как минимум два – в положительном и отрицательном аспектах.
Подробно архетипы и их рунические соответствия рассматриваются в моём учебном курсе, в разделе «Мастерская Снов»
Если быть последовательным, то сначала следовало бы обратиться к архетипу Первоисточника – женского начала. Затем описать какого-нибудь положительного героя, а уже потом рассмотреть его противоположность или теневую сторону.
По поводу положительного героя могут возникнуть споры. Например, Один – он хороший или плохой? Ответить сложно, учитывая тот факт, что у язычников вообще не было разделения на добро и зло. Весь мир рассматривался ими в качестве дополняющих друг друга противоположностей.
Зато отрицательный герой налицо. Сразу оговорюсь, я его таковым не считаю. Он примерил на себя маску трикстера и с тех пор шалит, когда ему вздумается, прикрываясь божественной ролью.
Догадались, о ком говорю? Правильно, о Локи – боге хитрости и обмана, обладающем необыкновенным умом и магическими способностями. Но прежде чем говорить о Локи, выясним, что подразумевается под понятием «трикстер».
Трикстер (от англ. trickster) – обманщик, плут, балансирующий на грани добра и зла. Его излюбленное занятие – шутки, а главное оружие – хитрость. Архетип трикстера выражает фундаментальную силу отрицания и разрушения, в противоположность созиданию.
Если созидание – это АС ᚫ, и соответственно, Один, то Локи является его негативным аспектом. Созидание и разрушение – два неразрывных элемента, которые располагают огромным запасом энергии и представляют сущность развития.
Трикстер полон энтузиазма, он хитроумен, изобретателен, любит нарушать существующий порядок. Он – великий игрок, который показывает людям то, чего они не хотят замечать.
А теперь обратимся к богу Локи. Его имя наиболее приближено к старинному шведскому – lockke – паук. Паук ассоциируется не только с трикстером, но также с богиней – Матерью-Паучихой, стоящей у истока Творения. Это говорит о том, что источник силы хитреца находится в женском начале.
Подобно тому как паук вытягивает нить из своего тела, богиня-Паучиха создаёт мир из самой себя. И также паук явился прообразом норн, прядущих нить жизни человека.
Однако роль Локи сводится не к созданию мира, а к его разрушению. Он не только проказничает сам, но также порождает хтонических чудовищ: огромного волка Фенрира, змея Ёрмунганда, опоясавшего всю землю, и Хель – повелительницу страны мёртвых, которые должны уничтожить мир.
Этот бог обладает причудливым характером, самоуверен, аморален, безответственен. Он является постоянным спутником Одина и Тора, но также общается с ледяными великанами и подземными карликами, свободно перемещается по всем космическим мирам и не гнушается выполнять ненавистную работу, от которой другие боги отказываются. Он считает, что для того чтобы мир не стоял на месте, необходимо всё: хорошее и плохое, высокое и низменное.
Главным его достоянием является то, что он позволяет реализоваться всем желаниям, не разделяя их на «добро и зло», и способен зажечь в людях «божественный огонь».
И здесь мы невольно думаем о Мефистофеле, который также относится к архетипу трикстера. Он ведёт Фауста тайными тропами через все чакральные уровни, играя, хитря, но в то же время проявляя необычайную мудрость.
В заключительной лекции АКАДЕМИИ РУНОСОФИИ я подробно разбираю все сцены «Фауста» и показываю, каким путём Мефистофель вёл Доктора от истоков творения к вершине проявления разума.
Мефистофель появляется из сферы Бессознательного. Но вместо него может показаться любой другой образ: чёрта, собаки, ворона, сказочного кролика, паука, рыбы, хитрого лиса. А затем он приглашает совершить путешествие в неизведанное.
Начинающие рунологи часто попадаются на его удочку. Когда они настраиваются на руну АС ᚫ, то видят вместо мудрого старца лукавого лиса. Этому проказнику удалось обхитрить даже Гёте, который в Мефистофеле узрел Одина, а не Локи, хотя и выглядел он не по-классически.
Прогресс, что двигает весь мир,
Теперь и чёрта захватил:
Нордический фантом уже нигде не встретишь,
Рога, хвост, когти не приметишь…
Все трикстеры при желании могут быть обаятельными, они мудры, сообразительны, сексуальны и с ходу влюбляют в себя любого. Посмотрите на других шутников: Остапа Бендера (Ильфа и Петрова), Коровьева (из «Мастера и Маргариты»), Балду (Пушкина), а также Меркурия – взбалмошного посланника богов и проводника душ умерших в подземное царство.
Трикстер – не враг людей и богов, а тот, кто разжигает в них «духовный огонь» и помогает обрести мудрость. Он высвобождает энергию и предоставляет возможность измениться, побуждает создавать новый порядок и новые ценности, и тем самым делает мир лучше.
Он не боится мечтать, не боится воплощать в жизнь самые сумасбродные идеи, побуждает делать открытия. Без него жизнь превратилась бы в стоячее болото.
Так, может, не стоит относиться слишком скептично к его шуткам, тем более что это он создаёт из комического коСмическое, добавив всего одну букву – С, которая есть ᛋ – СОЛ – неиссякаемая энергия Солнца, превращающая людей из невзрачных карликов в сияющих звёзд.