ОБРАЗЫ ВЛАСТИ, РОЖДЁННЫЕ СЕВЕРОМ

Маги и демоны

В русской традиции очень хорошо известен образ Деда Мороза. Не менее популярным является Кощей Бессмертный. Для рунологов фигура номер 1 – праотец всех языческих богов Один. Какая связь между этими, на первый взгляд, совершенно разными персонами? Самая прямая! Но прежде чем провести их сравнение, посмотрим на мужской образ в целом.

Мужчина – это потенция, позволяющая появиться чему-то новому, если на то будет создана благоприятная обстановка. Он не придумывает этот мир, а лишь помогает преодолеть условную границу, чтобы невидимое стало видимым.

За ним всегда стоит сила разделения и противодействия. Мужская сила расчётлива, ограничена во времени и лишена чувств. Если попытаться изобразить эту силу, то перед нами предстанет суровый образ преклонного возраста с посохом в руке. Суровый, потому что отсутствие чувств – это холод; преклонного возраста – потому что там, где время, там и смерть; посох – это выражение власти над творением.

ОБРАЗЫ ВЛАСТИ, РОЖДЁННЫЕ СЕВЕРОМ
Маг-Странник

Энергия льда/холода противостоит палящей энергии Солнца, которое по нордическим представлениям является силой женской. Лёд противник, но одновременно необходимый дуальный компонент, без которого материя не сможет существовать. К тому же Север – родина льдов – изначально представлял собой хранилище прапамяти всего человечества, являлся лазейкой из потустороннего мира в мир людей и благодаря холоду создавал необходимые условия для идеальной сохранности информации.

Если мы посмотрим на мир и планету, на которой живём, то увидим центральную ось, соединяющую два крайних полюса, вокруг которой осуществляется круговое движение. Когда-то эта ось была крайне неустойчива, но после того как образовалась луна, она стабилизировалась, и это сделало возможным появление жизни.

Людям свойственно создавать мифы на основе увиденного. Общим у всех народов является то, что ось и само мироздание они представляли в виде дерева. По нордическим сказаниям, таким деревом был Иггдрасиль. На вершине Иггдрасиля сидит орёл, а его корни гложет дракон. По стволу дерева бегает белка Рататоск, выполняя роль посланца между верхом и низом. Ещё она грызёт древо, символизируя тем самым перерождение и изменчивость всего сущего.

Услышав слово «белка-грызун», русский человек сразу подумает о пушкинской белке и ели – ином варианте изображения мирового древа: «Ель в лесу, под елью белка, белка песенки поёт и орешки все грызет…». Если есть ель и холод, то должен быть Дед Мороз, которого эзотерики считают одним из проявлений языческого Одина. Уж слишком много у них сходств (внешность, место жительства, посохи, мешки с рунами/подарками, молодые спутницы и т. д.).

Другие подумают не о ели, а о дубе – том, что растёт у Лукоморья (слово это часто употребляли в значении северного царства): «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том…». Корни дуба упираются в преисподнюю, а верхушка доходит до неба. «Там русский дух, там Русью пахнет!». Под дубом зарыт сундук Кощея – ещё одного персонажа, которого ранее называли Карачун – повелитель морозов. В сундуке – заяц – символ плодородия. В зайце – утка (она же курица, что снесла яичко-Вселенную). В яйце игла – жизнь, которая подчинена времени, а значит, конечна, смертна.

И вот перед нашим взором появляются три персонажа: Один, Дед Мороз и Кощей. Только никакие они не разные! Все трое являются проявлением одной силы, носящей разные имена, согласно воображению тех народов, которые пытались её представить.

Судите сами…

Внешность у них одинаковая: старцы с седыми волосами, в тёмном одеянии (синем или чёрном). Все они воины: Кощей носит при себе меч, Мороз – воевода, Один – бог войны. У всех есть царства тьмы, холода и смерти, которыми они правят. Все маги: Кощей – колдун, Мороз – чародей, Один – шаман. Место жительства – Крайний Север. Кощей живёт в замке из айсбергов, Один – в Швеции, Дед Мороз – в ледяной избушке в Лапландии или на северном полюсе. Попасть к ним можно только подземным путём. К Морозу – через ледяной колодец, к Одину – путём пожертвования в колодец Урд какой-либо части (подобно тому, как он сам пожертвовал глазом ради получения знания), к Кощею – откопать под дубом сундук, он сам и явится, испугавшись за собственную жизнь.

Вид у них серьёзный, а как же иначе повелевать снегами и морозами и управлять фатумом человека?! А ещё все они искусные ораторы. Дед Мороз говорит сказочным языком, Один – поэтическим. А Кощей? История с Кощеем очень запуталась с появлением православия, которое, по своим причинам, сделало его худым и злым. Допустим, что он мало ел и уж точно не питался зайцами, утками и яйцами – тем, что представляло угрозу для его жизни. Один, к примеру, не ел вообще, а только пил вино и мёд! Почему Дед Мороз толстый? Фольклор! Будда тоже у одних – толстый и довольный, у других – тощий. Дело не в худобе, а в смысловом значении слова. «Кош» означает «судьбу, жребий», «кощьное» – «преисподнюю», «кощуна» – то же, что «миф», «кощюньник» — это волшебник, сказитель, а «кощюнить» значит «колдовать, рассказывать».

Все три божества передают знания при помощи речи и обладают богатством. Один его отдаёт в виде рунических символов, хранящихся в мешочке, Дед Мороз достаёт из того же мешка подарки и кладёт их в основание мирового Древа, а вот Кощей «над златом чахнет», не желая делиться тем, к чему его обязывает происхождение имени. Поэтому он и принял столь чахлый вид. Йоги по этому поводу говорят: «Если человек не передаёт другим накопленное знание, то знание это превращается в яд и отравляет его обладателя». Стоит Кощею начать делиться с другими своими знаниями и богатством, как он станет милым и упитанным дедулей.

Я тоже готова поделиться с вами сокровенным знанием в своём учебном курсе.

И последний пункт, на который невозможно не обратить внимания. Несмотря на то, что все они волевые, расчетливые и пожизненно связаны с холодом, маленькая частичка чувств в них всё-таки сохранилась, потому что они желают любви и женятся. Кощей – на Моране – богине зимы и смерти, одновременно представляющей ту силу, что символизирует победу над мраком и холодом и переход к новому началу, т. е. к весне. Дед Мороз женится на самой Весне. Один – на Фригге – покровительнице любви, брака и деторождения.

А коль противоположности соединились, то мироздание сможет продолжить своё существование, предоставив нам возможность быть видимыми свидетелями и рассказчиками необычайных историй богов и людей.

«Алфиведа»
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта